Узоры на стекле
Изготовление витража — занятие не только интересное, но и очень полезное! Рассказываем обо всех плюсах этого вида досуга и делимся секретами творческого процесса.
Витражи – это особый декор, обогащающий и удорожающий интерьер, делающий его оригинальным и возвышенным. Однако дорогим интерьер делает не только высокохудожественность витражных изделий, но и их немалая стоимость. И это вполне обосновано, ведь витраж – кропотливая творческая работа, искусство, а мастерство в подобном деле ценится высоко. В таком случае возникают резонные вопросы, можно ли освоить это ремесло самостоятельно и как сделать витраж своими руками.
Фото 1 — Классический витраж Павлин
Фото 1 — Классический витраж Павлин
Витражи на стекле своими руками – с чего начать?
Витражи на стекле своими руками, естественно, начинаются с большого желания, а если ближе к делу –с разработки эскиза. Если говорить о классических техниках и их имитациях, то эскизы должны быть:
в полный размер витража на бумаге и картоне;
с четко прорисованными контурами деталей, разбивающими рисунок на отдельные фигуры;
на картоне с указанием цвета и материала каждого фрагмента;
для наборного витража – возможно с указанием направления стекольных волокон и нумерацией деталей.
В теории это может показаться сложным, но на практике все проще: внешний вид полной схемы витража подобен раскраске для детей, на отдельных частях которой нарисованы цифры, стрелки или другие необходимые обозначения, что облегчает сборку витража. В зависимости от сложности рисунка и техники исполнения витража, их потребуется больше или меньше.
Совет.Чтобы сэкономить время и силы на разработку эскиза и трафарета, можно скачать и распечатать готовый трафарет для витража. Для перенесения рисунка на стекло потребуется исчезающий маркер.
Рисунок 1 — Схема наборного витража с пометками
Рисунок 1 — Схема наборного витража с пометками
Технология изготовления витражей
Технология изготовления подбирается, в том числе, исходя из того, что будет витражным объектом: планируется ли витраж на окне или на двери, на зеркале или на вазе, а возможно это будут витражные лампы или стеклянные картины. В каждом отдельном случае будут свои особенности изготовления и монтажа, делающие определенную технологию приоритетной.
Для производства витражей в домашних условиях наиболее подходят три следующие техники:
наборной витраж Тиффани;
пленочныйфальш-витраж;
контурный заливной витраж.
Они не требуют специфического дорогостоящего оборудования, как, к примеру, печи для фьюзинга, или наличия обустроенной мастерской в связи с работой с химикатами, абразивами и вредными испарениями, как, например, для матирования стекла или выполнения витражей в классической свинцово-паечной технике.
Тема Тиффани по сути объединяет все три способа, так как пленочный и заливной витражи – это способы имитации классических техник.
Как делать витраж Тиффани
Если вкратце: по готовому эскизу вырезаются шаблоны деталей из картона, они обводятся на стекле, детали вырезаются стеклорезом, шлифуются, каждый элемент по периметру обматывается медной фолией, все части выкладываются в единый рисунок, положение краевых элементов фиксируется гвоздиками, фольга на стыках обрабатывается флюсом, производится пайка оловянным припоем с одной, а потом и с другой стороны изделия, витраж вставляется в раму из металлического профиля и припаивается к ней.
На каждом этапе создания витража следует учесть массу нюансов:
в рисунке не желательны детали с несколькими острыми углами (смальты в форме N) или мудреные S-образные кривые: лучше всего мягкие изгибы кривых линий;
дешевле обойдется не листовое стекло для витражей, а стекло-бой; резку стекол следует выполнять алмазным стеклорезом, предварительно потренировавшись на обычном стекле; для криволинейных фигур необходимо выполнять вспомогательные резы по касательной;
изготовление деталей и укладывание их в рисунок выполняется одновременно: каждая деталь начиная с верхнего угла вырезается, шлифуется, прикладывается к рисунку, обматывается фольгой, снова прикладывается к рисунку и после сверки закрепляется на соответствующем месте; сборку витража удобнее осуществлять на подсвечиваемой снизу поверхности;
для пайки нужен 100-ваттный паяльник с никелированным жалом и легкоплавкий оловянный припой без канифоли; чтобы стекло не треснуло, не следует паять за один раз слишком большие участки, нужно давать витражу остыть и т.д.
Фото 3 — Фрагмент пленочного витража ручной работы от компании Экоокна
Фото 3 — Фрагмент пленочного витража ручной работы от компании Экоокна
Как изготовить пленочный витраж
Изготовление пленочного витража – занятие более простое, нежели сборка витража Тиффани.
Стекло очищается; по эскизу, подложенному под него, свинцовой лентой выкладываются линии контура. Кончики каждой линии должны перекрываться следующим отрезком ленты. Когда все контуры оклеены, лента прокатывается валиком;
Стекло переворачивается, протирается;по контурам, образованным свинцовой лентой, вырезаются элементы из пленки, клеятся на эту обратную сторону и также прокатываются отдельным валиком для пленки;
Стыки пленок оклеиваются свинцовой лентой, повторяя контуры ленты на первой стороне, и прокатываются валиком; готовый витраж протирается моющим средством.
Для украшения фальш-витража можно использовать настоящие стеклянные детали, сажающиеся на специальный клей.
Фото 4 — Контурные заливные витражи и роспись по стеклу
Фото 4 — Контурные заливные витражи и роспись по стеклу
Как выполнить заливной витраж
Для заливного витража необходимы полимерный контур и витражный акриловый лак или специальная краска.
Рисуется или распечатывается эскиз, который подкладывается под прозрачное стекло или переносится исчезающим маркером на матовую или зеркальную основу;
Поверхность стекла очищается и обезжиривается;
По рисунку наносится полимерный контур, образующий замкнутые области;
После высыхания контура каждый элемент аккуратно заливается жидкой краской.
Наносить каплю краски нужно около контура, не касаясь его. Краску нельзя размазывать, она должна растечься естественным путем, чтобы в результате получился красивый играющий светом витраж.