Причины и следствие
Возраст от 2 до 7 лет врачи образно называют колыбелью неврозов. Это связано с тем, что ребенок вступает в малопонятную ему жизнь.
Редкая мама на вопрос „Спокойный ли ваш ребенок?” ответит положительно. Но как отличить особенности темперамента от признаков детского невроза, как понять, когда нужно обратиться за квалифицированной помощью?
Основные причины неврозов у дошкольников
Вашему малышу исполнилось два года. «Самое страшное позади», -говорят друзья и знакомые. Да вы и сами так думаете. Кончились пеленки, распашонки, непрерывная опека и уход за ребенком. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играет. «Теперь будет легче», -говорят вам. Все относительно.
Из колыбельного возраста ваш малыш входит в не менее трудный возрастной период, который известный психоневролог Т.П.Симпсон образно назвала «колыбелью неврозов».Почему колыбелью неврозов? Потому что в этом возрасте чаще всего возникают неврозы. Такой, например, невроз, как заикание, в 90% случаев возникает у дошкольников. В дошкольный период (т.е. с двух до семи лет) также велик процент развития и других невротических реакций: функциональные тики, ночное недержание мочи, ночные страхи, нервный кашель, анорексия.
Почему это происходит? Потому, что именно в этом возрасте ребенок вступает в жизнь, сложную и противоречивую, не понятную ему, полную опасностей и неожиданностей. Именно в этом возрасте для ребенка каждая новая ситуация –событие необычайной важности. Именно в этом возрасте вследствие недостаточного жизненного опыта невозможности критического осмысления происходящего, а зачастую и вследствие неправильной информированности о том или ином явлении, ребенок воспринимает это явление в совершенно иных масштабах, чем взрослые. И тогда обыденная жизненная ситуация может стать для него сверхсильным раздражителем.
Кроме того, в этом возрасте дети начинают сталкиваться и с необычными коллизиями, настоящими опасностями, что при несовершенстве защитных механизмов их нервной системы служит причиной более частных невротических реакций.Но дело не только в этом. Неправильное воспитание дошкольников –чрезмерные строгости, как и чрезмерное потакание всем прихотям, злоупотребление лаской –нередко создают благоприятную почву для развития у детей невротических реакций в более поздние возрастные периоды. В этих случаях родители буквально вынянчивают у своих детей будущие неврозы.
Несмотря на разнообразное проявление невротических реакций, есть немало типичных коллизий и психотравмирующих ситуаций, которые предшествуют возникновению нервных заболеваний.Ученые выделяют две основные категории психических травм: острый неожиданный испуг и длительная неблагоприятная обстановка в семье.
Испуг могут вызвать совершенно непредвиденные обстоятельства, которые родители не в силах предупредить. Например, нападение собаки, стихийное бедствие пожар, гроза, автомобильная авария, агрессивное поведение пьяного незнакомца. Однако чаще всего испуг бывает обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: «будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол» или «отдам дяде милиционеру» или «не будешь слушаться, — утащит собака» и т.д.
И вот безобидный, влияющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас. «Бука», которым пугали родители, является к малышу ночью во сне, и тот в страхе просыпается, кричит, долго не может успокоиться. Испуг в результате запугивания причина невротической реакции. Иногда причина испуга неправильное поведение родителей: внезапная драка, агрессия пьяного отца. У неподготовленных впечатлительных детей испуг может вызывать даже появление ряженых на детских утренниках, агрессивная реакция дикого зверя в зоопарке, сильное переживание при выступлении воздушных гимнастов в цирке.
К длительно действующим психотравмирующим факторам относится прежде всего неблагополучная обстановка в семье: частые скандалы, ссоры. Они вызывают у ребенка перенапряжение тормозного процесса и срыв высшей нервной деятельности. Различные взгляды родителей на воспитание также нередко ведут к развитию невроза у детей. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать, наоборот, во всем уступает ребенку. Мало этого, родители в присутствии малыша спорят о методах воспитания, ссорятся, бранятся. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. Еще хуже, когда один родитель настраивает ребенка против другого, например, при распаде семьи. В результате у ребенка происходит сшибка нервных процессов.
Тяжелые переживания вызывает почти у всех детей появление в семье второго ребенка. В тех случаях, когда родители не подготавливают старшего к появлению нового члена семьи, резко изменяют к нему отношение, охладевают, а все внимание устремляют на маленького, старший ребенок начинает ревновать к младенцу, иногда даже проявляет по отношению к нему агрессию, бьет, кусает, требует у родителей выбросить маленького, отдать кому-нибудь. При отсутствии должного такта и внимания к старшему ребенку, у него как реакция «протеста» развивается невроз.
Одной из причин реакций протеста служит также повторный брак. Ребенок отказывается признать отчима или мачеху, выгоняет их, ревнует к ним. Смерть близких родственников, разлука с родителями, особенно с матерью, также довольно часто становятся для ребенка сверхсильными раздражителями.
Невротическая реакция может возникнуть как следствие подавления родителями тяги малыша к самостоятельности, независимости, при сковывании строгими запретами его активности и подвижности.
Чрезмерное внимание родителей к кормлению, безапелляционный диктат при этом или излишние уговоры нередко приводят к потере аппетита, нервности и капризности.
Психической травмой может стать также неизбежный перелом жизненного стереотипа при поступлении ребенка в детские дошкольные учреждения. Это особенно касается чрезмерно балованных и изнеженных детей, а также детей со слабым типом нервной системы.
Само по себе изнеживающее воспитание, когда ребенок становится кумиром семьи, очень часто приводит к нервности, становится причиной невроза, иногда «отсроченного» по времени.
Предрасполагающей «почвой» для развития невротических реакций служат длительные заболевания внутренних органов (ревматизм, туберкулез, хроническая пневмония, часты ангины, порок сердца), инфекционные болезни, черепно-мозговые травмы. Они истощают центральную нервную систему, снижают компенсаторные свойства организма, в связи с чем даже обыденные жизненные коллизии порой становятся для ослабленных детей сверхсильными раздражителями, ведут к неврозу.
Автор: Анна Головкина